Смотрите

Выбираем моторное масло по физико-химическим характеристикам

07.11.2018
Моторное масло, в понимании известном нам на протяжении последних ста лет, это жидкость, полученная путем переработки сырой нефти, извлекаемой нефтяными скважинами из земли. Проходя сложный процесс дистилляции сырая нефть очищается и разделяется на различные жидкости или фракции, каждая из которых имеет различные характеристики.
 
Сырая нефть
 
Некоторые из них очень легкие, и могут использоваться в качестве топлива, такие как бензин, дизельное топливо, керосин. А некоторые из них более тяжелые и используются в качестве смазочных материалов, таких как моторные, трансмиссионные масла и смазки.
 
Моторные масла  Смазки

Сырая нефть содержит множество молекулярных соединений. Многие из этих соединений все ещё присутствуют в рафинированном продукте, что ухудшает его физические свойства. Только синтетическое масло не содержит ни один из этих загрязнителей, а молекулы углеводородов более структурированы, что даёт синтетическим маслам лучшие механические свойства при экстремально высокой и низкой температуре.

Синтетику не перегоняют из сырой нефти. Её получают путем органического синтеза – химического процесса известного как процесс Фишера-Тропша, получаемого из сырья, такого как метан, монооксид углерода и диоксид углерода. Этот процесс был разработан Германией во времена Второй мировой войны, когда доступ этой страны к сырой нефти был ограничен.

Базовый материал классифицируют по группам

К I и II группам относятся минеральные масла, полученные из сырой нефти:
  • I группа – минеральное масло грубой очистки.
  • II группа – минеральные масла с высокой степенью очистки.
  • III группа – это высокоочищенные минеральные масла, полученные методом гидрокаталитческой переработки или, как его еще называют гидрокрекинг. По сути, это масло II группы прошедшее очистку водородом. В итоге получается жидкость, почти не содержащая серы, имеющая более ровный молекулярный ряд, что свойственно только синтетическим маслам. Поэтому гидрокрекинговые масла некоторые производители приравнивают к синтетическим.
  • IV группа – это масла PAO – на основе полиальфаолефинов.
  • V группа – это настоящие синтетические масла произведенные на базе сложных эфиров и других соединений – эстеров.
Теперь давайте рассмотрим основные физико-химические характеристики смазочных материалов.

Индекс вязкости – это свойство, используемое для количественной оценки устойчивости масла на стенках двигателя под воздействием температур. Чем выше индекс вязкости, тем более устойчиво масло к изменению вязкости. В зависимости от группы, при различных температурах масла ведут себя по-разному. По мере снижения температуры молекулы углеводородов начинают выстраиваться в линию и склеиваться. Это приводит к увеличению вязкости, затрудняя смазку двигателя. При высоких температурах происходит обратный процесс, вязкость масла уменьшается, делая его менее эффективным при защите движущихся частей. Для борьбы с этим фактором в масла добавляют стабилизаторы вязкости. К сожалению, стабилизаторы вязкости разрушаются при воздействии тепла, а значит масла, использующие стабилизаторы недолговечны. Именно здесь синтетика имеет преимущество над минеральными маслами. Структура синтетических масел с разветвленной цепью углеводородов естественным образом противостоит изменениям вязкости под воздействием температуры. Поэтому настоящая синтетика, зачастую, не нуждаются в стабилизаторах вязкости. Это одна из причин, по которой синтетическое масло прослужит дольше, нежели минералка.

TBN или общее щелочное число – мера щелочности, способность масла противостоять коррозии и ржавлению. В процесс сжигания топлива образуются кислоты, которые атакуют металлы и другие материалы двигателя, увеличивая его износ. Этот показатель особенно важен, если используется топливо низкого качества, с высоким содержанием серы. Именно при сжигании серы содержащейся в топливе, образуется окись серы, которая при контакте с водой образует серную кислоту – коррозионную среду. Чем выше этот показатель – тем лучше смазочный материал будет противостоять коррозионному износу, а как следствие, мотор автомобиля будет чистым дольше по времени. TBN измеряется в миллиграммах гидроксида калия на грамм масла – мг КОН / г. Щелочное число масла для бензинового двигателя, как правило, составляет от 7 до 10 единиц, а для дизельных двигателей – от 10 до 15. Со временем, TBN уменьшается до точки, при которой масло уже не сможет поглощать кислоты, кислотность масла в двигателе начнет расти. Такое истощение TBN сигнализирует о том, что смазочная жидкость изношена и подлежит замене.

Температура застывания – это максимально низкая температура, при которой масло теряет свою текучесть. На данный параметр стоит обращать внимание, если планируется использовать транспортное средство в минусовую температуру. Если масло, под воздействием низких температур загустевает, в момент запуска мотора может произойти масляное голодание, что негативно отразится на моторе. Здесь пальму первенства берут синтетические масла, у которых температура застывания ниже, чем у минеральных и полусинтетических.

Температура вспышки – это температура, при которой пары масла воспламеняются, но не продолжают гореть при смешивании с воздухом. Данный параметр показывает наличие летучих фракций в смазочном материале (степень очистки масла), испаряющихся в рабочем двигателе, т.е. расход масла на угар. Чем выше температура вспышки, тем выше качество моторного масла. Синтетические масла превосходят все остальные и по этому параметру.

Летучесть или испаряемость – показывает насколько весовые фракции масла улетучиваются и теряются в атмосфере. Это испытание, при котором масло нагревается до температуры 250°C в течении одного часа, после чего измеряют процентное содержание массы, теряемой маслом. По этому показателю можно судить о склонности масла к испарению или угару. Испаряясь, летучие фракции покидают масло. Смазочный материал становится гуще, не проникая в отдаленные участки двигателя. В крайних случаях масло превращается в осадок, нанося катастрофические повреждения двигателю. Испаряемость по Noack выражается в процентах, поэтому более низкие показатели говорят о лучшем качестве масла. Качественная "синтетика" имеет показатель испаряемости менее 10% или около того. У остальных масел этот показатель может достигать 25%.

Устойчивость к сдвигу – это выражение того, насколько хорошо моторное масло может противостоять механической деградации при сильной динамической нагрузке. В двигателе внутреннего сгорания масло подвергается экстремальным сдвиговым нагрузкам. Масла со слабой сдвиговой стабильностью разлагаются на более мелкие частицы и теряют свою вязкость. Это впоследствии приведет к нарушению защиты двигателя. Синтетические моторные масла имеют значительно более высокую устойчивость к сдвигу по сравнению с другими маслами. В процессе синтеза, молекулам углеводорода задают необходимые характеристики, за счет чего они более однородны и структурированы.

 
Структурирование молекул углеводорода в моторных маслах

Это приводит к уменьшению трения и увеличению сдвиговых характеристик масла.

Теперь, зная основные характеристики смазочных материалов Вы сможете более осознанно подходить к выбору моторных масел. Также, Вы можете обратиться к специалистам интернет-магазина Autotech.ua которые профессионально подберут моторное масло в двигатель Вашего автомобиля. Интернет-магазин Автотех - это широкий ассортимент масел от производителя по лучшим ценам.

Перейти в раздел моторных масел

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Моторные масла RAVENOL. Немецкое качество и защита от подделки


Чтобы быть в курсе новостей автоиндустрии присоединяйтесь к нам в Facebook, подписывайтесь на наш канал на YouTube
 


Читать другие новости...

Разработка — UHDesign

 
В вашей корзине
Корзина пустая